Статья из журнала «Антиквариат и предметы искусства и коллекционирования»

Современное искусство

«Огромный спрос — это иллюзия»

Кто из современных художников наиболее популярен? Как складывается рынок современной живописи? На эти вопросы отвечают владельцы галерей.

Сергей Тарабаров, директор галереи наивного искусства «Дар»:

  • На рынке произведений современной живописи предложение значительно превышает спрос. Поэтому сегодня трудно выделить какие-то течения, какие-то художественные группы, пользующиеся наибольшим успехом. Разве что только художники, использующие при продаже ресурс близости к власти: Шилов, Андрияка, Глазунов. Произведения искусства у нас пока не являются традиционным видом потребления, соответствующие общественные группы еще не сложились. Человек может построить дом из 120 комнат и украсить его поделками с рынка. Только у нас тот, кто ездит на «Мерседесе», может не иметь хорошего офиса. За границей рынок современного искусства гораздо активнее по продажам и покупкам. Галереи, участники нашего рынка, стремятся показать, что у них все в порядке, но продажа картин не является основой доходов. В последние годы ниши рынка определились, появились ярмарки. Например, «Арт-Москва», где продается современное искусство «здесь и сейчас». Или «Арт-манеж», у которой позиционирование прибыли «там и завтра»: они ориентируются на западный рынок и считают, что их потребитель еще не пришел. Есть салон ЦДХ, где каждый желающий может «снять» себе кусок стены. Но структур, живущих только за счет продаж современного искусства, еще нет.

Нынешние галереи ставят своей задачей прибыль, но не занимаются стратегическим продвижением на рынок определенных групп художников. Они работают по заказам клиентов. Некоторые успешные галереи заявляют, что их художники пользуются огромным спросом на рынке, но это лишь устраивающая всех иллюзия.

Нет спроса на живопись, сравнимого со спросом на иномарку. Машина, а не картина определяет сегодня статус владельца. Поэтому так разнятся покупатели наивного искусства: наши и иностранные журналисты, топ-менеджеры, члены дипкорпуса.

Я выделяю четыре фразы отечественного рынка современной живописи: использование советского ресурса — до 1992-1993гг, расцвет, бум рынка — 1994-1995гг, кризис с 1996-1998гг и нынешний период формирования рынка западного образца. В начале 1990-х за наивную живопись могли и переплачивать, теперь деньги берут, но потребление, тем не менее, растет. Отечественных и зарубежных покупателей примерно поровну, так и раньше было.

Мы, в основном, продвигаем на рынок наивное искусство и примитивизм. Самые покупаемые художники — недавно умерший Александ Суворов, классик «наива», и Дмитрий Ершов из Нижнего Новгорода. Цены на Ершова колеблются между 300 и 500 у.е. за миниатюру и примерно 4000 у.е. за полотно метр на полтора. Суворов писал в кабинетном формате, цены — от 500 до 3000 у.е.

Наивное искусство чище любого другого, оно не «испорчено» ни образованием художника, ни нравами «тусовок». Здесь нет ни конъюнктуры, ни коммерции. Художник может быть стрелочником, профессором или крестьянином, но он умеет передавать чистую красоту мира. И чем он точнее выражает народную душу и народные представления о мире, о природе, тем он популярнее. Очень успешно продает свои работы Елена Волкова, которой 82 года. Они не дешевле двух тысяч, очень красивы, особенно ей удаются «образы» зверей. Цены могут значительно отличаться, в зависимости от того, где художник живет и как сам оценивает свое творчество.

Юрий Шабельникв, художник, организатор выставок галереи Марата Гельмана, заместитель директора галереи:

Наиболее востребован сейчас «дуэт» Дубоссарский-Виноградов, а также Валерий Кошляков. Первые два работают в стиле симулятивной живописи, имитируя заказной, соцреалистический салон, а на деле создавая актуальный кич-арт. Кошляков же делает монументальную графику и живопись, работая с ландшафтом. Наш рынок искусства не развит полноценно, но среди других художников они наиболее востребованы.

Сегодня искусство — «дорогая игрушка», и среди покупателей преобладают состоятельные люди: цены на работы этих авторов колеблются от тысячи долларов за небольшой холст до нескольких тысяч.

В галерее я работаю двенадцатый год, и могу сказать, что в начале 1990-х продажи шли лучше, была целая волна западных коллекционеров. Бизнес-слои нами интересуются, но их пока еще сдерживает незнание современной живописи. Их интересует что-то ясное, понятное, узнаваемое. В России до сих пор нет структуры, имеющей статус музея современной живописи.

Илья Вольф, менеджер «Айдан-галереи»:

  • В Москве существует две ярмарки современного искусства, как бы два направления, «Арт-Москва» и «Арт-Манеж». Галереи, участвующие в одной, не участвуют в другой. Первая считается более концептуальной, вторая — более коммерческой. Так, живопись делится на преимущественно актуальную и преимущественно коммерческую. Мы представляем актуальное искусство, считаемся с тем, что актуально на Западе, и участвуем в зарубежных ярмарках.

Есть коллекционеры, собирающие современную живопись, но в целом она не пользуется большой популярностью. Собиратели ее вышли, как правило, из собирателей антиквариата, создавших новое направление в своих коллекциях. Их большинство — среди наших покупателей. Из стилей наибольшей популярностью пользуется хай-тек, художники Розанов, Панова, из живописцев к ним присоединяется Стас Шурипа. Его техника — в основном, акрил и масло, он работает в стиле концептуализма, что-то есть и от хай-тека. Анатолий Журавлев, живущий в ФРГ, начал с живописи, перешел к фотографии, а сейчас это совмещает: пишет холст, фотографирует, увеличивает.

Цены на работы наших художников зависят от многого: от размера, качества, имени. Молодой Валерий Панов выставляется по цене от тысячи до трех-четырех. Люди, приобретающие дорогое искусство, скорее всего, связаны с бизнесом. Иностранных покупателей процентов двадцать-тридцать, в основном, мы всех знаем. Бывают и дипломаты, но у них, по сравнению с бизнесменами, не те средства.

Наша галерея в нынешнем виде, как «Айдан», существует с 1992 года. Успешность продаж шла периодами: с 1989 по 1992-1993 был бум на русское искусство, иностранцы скупали мастерские почти полностью. Художники были одними из самых богатых людей. А сейчас современное искусство большой прибыли не приносит.

Из живописцев наиболее успешны Шутов, Шурна, Дмитрий Козырь, около года назад была большая выставка Константина Латышева, работающего в традициях плакатной живописи. Ранние вещи питерца Егора Острова на рынке найти вообще невозможно.

В современной живописи часто используется очень большие формы. Полотно 130×180 сантиметров не считается крупным. Наиболее покупаемы работы кабинетного размера. Больше полотна могут, в основном, приобрести лишь корпоративные заказчики, банки. Работы Панова стоят две-три тысячи у.е., Д.Козырь более известен, его большие работы могут стоить пять-семь тыcяч. Очень интересен художник Никола Овчинников. Его живопись как бы состоит из двух частей. Наиболее известна его «Спираль», один холст наклеен в виде спирали на другой, на одной части русская тематика, на другой — западная, классическая. Он дороже остальных, его работы стоят 10-15 тысяч у.е. Если в 1994 годц Остров «стоил» 500 у.е., то теперь его картины меньше чем за 5000 не уходят. И хочу сказать, что работы известных художников в цене не падают. Мода на стиль меняется, сейчас наиболее моден хай-тек и «новый русский классицизм». Я не могу сказать, чтобы какой-то определенный стиль был наиболее продаваем. Все-таки это зависит от имени и таланта художника.

Александр Ибрагимов, эксперт галереи «Лез ореад» (ЦДХ):

  • Спрос есть на совершенно разные типы живописи, например, на русский пейзаж, реалистичный, выполненный в оптимистической тональности. Хорошо покупаются какие-то «ухнаваемые» пейзажи, связанные с личностыми ассоциациями, «не зализанные», активные по цвету, но не «перекрашенные».

Из авторов популярен Владимир Чехлов, которого можно сравнить с художниками 20-х годов: Жуковским, Виноградовым, Юоном. В основном, приобретают картины, написанные маслом, в них больше «материальной солидности», поэтому их покупатели легче расстаются с деньгами. Самые ходовые размеры — от 20×15 до 70×90, первые могут выглядеть непритязательными пятнами на стене, вторые претендуют на центральное положение в комнате или офисе. Популярны также работы, ассоциирующиеся с конструктивизмом 20-х годов, активно выстроенные, активные по цвету.

До дефолта продажи шли лучше, больше было людей, уверенных в себе. Раньше преобладали иностранные покупатели, после 1998 года много фирм ушло с нашего рынка, и состав клиентов стал почти однородным. О популярности художников говорить все же сложно из-за небольшого количества покупателей: завтра могут взять 20 работ одного и совсем не купить другого. Разброс в ценах зависит от размера: от 200 у.е. до примерно 3000. Сейчас русское искусство за рубежом не столь модно, покупателей стало меньше, доходы художников понизились.

Ирина и Дмитрий Толокновы, владельцы галереи «Гармония контрастов», ЦДХ:

  • Лучшее, что у нас есть — Катерина Медведева, ее считают наивным художником. Ее картины живые, необыкновенные, она разрабатывает тему балета. Пишет на парче, на бархате, на павлово-посадских платках, у нее много церковных мотивов. Ее техника — и холст-масло, и коллажи, и акрил. Но главная особенность — она использует разные ткани. Она может писать на газовом платке, на бархате, умеет плести арабские кружева и вводить их в живописную картину. Использует блестки, может «вбросить» в картину бисер, жемчуг. Темы? Увидит из окна: стоит дерево, падает снег. Пасха в Московском Кремле. Любит писать цветы, написала Серафима Саровского в детстве, Введение в храм Пресвятой Богородицы. И какого-нибудь петуха изобразит, и кошку… Абсолютно все ей подвластно… Детдомовка, а какое светлое творчество! У нее были выставки почти во всех городах Германии, ее выставлял во Франции Рене Герра. Марк Шагал подарил ей свою книжку с автографом, а японцы поставили ее рядом с Нико Пиросмани.

Много Катиных работ ушло на Запад, но постоянные покупатели, в основном, наши. Она нравится всем — и специалистам, и совершенно неискушенным людям. Кроме Кати популярен также Арон Бух, им занимается несколько галерей. У Гали Быстрицкой пастозная мнера, мазки. Бабин совершенно другой, он спокоен, у него все выписано детально.

Рынок современной живописи еще формируется. Искусство старше 50 лет у нас считается антиквариатом, моложе — современным. Живопись, на наш взгляд — вторичный рынок. Если картина из галереи продана второй раз, она переходит в разряд антиквариата. В.Немухин, А.Зверев, В.Краснопевцев, Л.Пурыгин, М.Бирштейн, могут быть вторично проданы и их уже можно относить к антиквариату. Из чисто современных назовем Никаса Сафронова, Арона Буха, Расторгуева, Евгения Струлева, недавно ушедшего из жизни. Есть художники, начавшие совсем недавно. Например, Алексей Фирсов. Наши художники, в основном, — московская школа живописи, экспрессионизм, цветосветовые коллизии, «внутренне рисованные». У Натальи Нестеровой преобладают цветовые решения, движения краски на полотне, ее фигуры не столь классичны, как у Шилова или Андрияки. Бесспорно, очень ценятся Немухин, Слепышев огромный интерес снова к Звереву, так как рынок в основном очистился от его подделок. Цены зависят от порядочности галерейщиков и от благосостояния самого художника, от его способности держать цены, если работа долго не продается. Размер здесь — вторичен, нужен другой критерий: если у художника не скапливаются работы, значит он продается и популярен.

У Бабина один из шедевров размером 30×40 стоил 350 у.е.

Недостаток нашего рынка современной живописи — не прописанная регламентация отношений между художником и галеристом. Но сам рынок огромен, западные галеристы нашим продажам завидуют. Из-за неотлаженности отношений популярность художника на галерее может зависеть от сложившейся ситуации, но не от цены и размера работ. И лишь отдельные личности могут эту ситуацию просчитать. Поэтому на отечественном рынке спрос на художника — не главное. Серьезные галереи должны сотрудничать и отработать регламентацию отношений с художниками. Параллельно воспитав в обществе вкус, мы создадим в нашей стране настоящий рынок современной живописи европейского образца.

Петр Войс, директор и художественный руководитель галереи «С.Арт»:

  • С коммерческой точки зрения, художники делятся на две группы: продающие свое творчество, оригинальность, индивидуальность и те, которые продают свои художественные произведения. Одни известны пиаровскими, радикальными, актуальными акциями, например, Кулик, Бреннер, любители эпатажных перформансов. Их приглашают демонстрировать свои акции, и они получают достаточно приличные деньги.

Второй разряд художников не имеет такой публичности, они традиционны, имеют свой коммерческий успех, свои цены, свой уровень признания. Например, Иван Лубенников, художник русского стиля, замечательно компонирует и гармонирует пространство картины. Андрей Герасимов прекрасно пишет пейзажи, почти как Шишкин, выписывает все до личтика, его картины висят в кремлевских залах. Это чрезвычайно преуспевающие в коммерческом плане художники. Лубенников традиционно пишет женщин, в технике, близкой к рекламному стилю, лубку, который он умеет совмещать с академической манерой письма. Он завоевал признание во Франции и Голландии, его работы стоят от 2500 до 20000 тысяч долларов. В среде коллекционеров признан Андрей Аверьянов, его работы собирают во многих странах. Стоят они порядка двух-трех тысяч.

Очень интересную акцию провел Влад Монро: «Приезд бен Ладена в Россию». Он соответственно оделся, его встречали в Шереметьево, он пошел в американское посольство. На Ленинградском рынке его принялись прятать и спасать азербайджанцы. Миллиционеры не знали, что делать, так как не получали инструкций. Монро не писал картин, он создал ситуацию, которую сняли на камеры, рукотворную реальность. Можно продавать картины, а можно продавать вот такие акции.

Я считаю, что популярным художник становится тогда, когда его начинают коллекционировать. У собирателей хороший вкус и верное чувство будущего.

В каждом городе есть свой художник, но «звезд» — единицы. Кабаков считается лучшим в среднем классе. И все идеи развиваются там, весь авангард.

Елена Селина, директор галереи «Х-Л»:

Мы будем говорить об актуальности живописи. Из актуальных художников я бы назвала Ивана Чуйкова, Андрея Макаревича, Константина Звездочетова, Айдан Салахову и, конечно, Дубоссарского и Виноградова. Сейчас в мире возродился интерес к иронической живописи, затрагивающей медиальные, кичевые пласты. Дубоссарский и Виноградов с успехом выставлялись в Сан-Паулу и в Валенсии.

Разграничим сферы. Есть профессиональная сфера: кураторы, критики, есть просто зрители. Два этих художника востребованы и профессионалами, и простой публикой, также, как и Кошляков, и Звездочетов. Они пишут легко, весело, иронично, парадоксально. захватывают широкие пласты, от кича до поп-фигур. Манеры письма у актуальных художников очень разные. Дубоссарский и Виноградов работают на стыке советской и американской школ живописи, Звездочетов — «многостаночник», он владеет любой техникой, в зависимости от задач, которые перед собой ставит. Кошляков много работаетт на гофрированном картоне, его работы имеют некий «зоологический» оттенок. Иван Чуйков создал целую серию «Окна». Файбисович, работая в живописи, изучал язык фотореализма. У Салаховой есть аллюзии с живописью XIX века. Актуальная живопись в известной степени постмодернистская, она работает с «цитатами», сказанными живописным языком в более ранние периоды. Размер, масштаб, полотен зависит от наличия у художника мастерской. Звездочетов делал бы большие картины, но негде. У Дуюоссарского и Виноградова есть композиции метров по тридцать.

Искусству всегда было то легко, то трудно. Сейчас ситуация нормальная. Актуальное искусство сейчас востребовано, в том числе и частными коллекционерами. Актуальные художники — всегда «народные». Другое дело, что народ больше любит смотреть, чем покупать. Долгие годы, с середины 1980-х, покупателями были в основном иностранцы, сейчас ситуация — пятьдесят на пятьдесят. Так что русские тянутся к актуальному искусству.

Записал Антон Васильев.